Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
мысли об истинной религии и полагая, что теперь пора
это сделать, я, в силу любви, которой с тобой связан, не
могу, после таких с твоей стороны настоятельных упра-
шиваний, оставаться нерешительным и откладывать свое
обещание на потом. Итак, после того, как опровергнуты
и те, которые ни при священных обрядах своих не
философствуют, ни философствуя не освящаются, и те,
которые, надмеваясь или ложным мнением, или некоторой
злобой, отступили от нормы и общения католической
Церкви, и, наконец, те, которые не хотят иметь света
священных писаний и благодати духовного народа, т. е.
того, что называется Новым Заветом; словом — все те,
о которых я вкратце упомянул, мы должны крепко дер-
жаться христианской религии и общения с той Церковью,
которая есть церковь католическая, и католической назы-
вается не только своими, но даже и врагами. Ибо и сами
еретики, а также и последователи расколов, когда говорят
не только со своими, но и с посторонними, волей-неволей
католическую Церковь называют не иначе, как католичес-
кой. Ибо они не могут быть и поняты, если только не
будут отличать ее тем именем, каким она называется во
всей вселенной.
Сущность этой религии, которой мы должны следовать,
составляют история и пророчество о Божественном до-
мостроительстве спасения человеческого рода, долженству-
ющего быть преобразованным и приготовленным к вечной
жизни. Коль скоро это будет предметом нашего верования,
образ жизни, согласный с божественными заповедями,
очистит ум наш и сделает его способным к познанию
духовных предметов, которые суть предметы не прошедшие
и не будущие, а вечно и одинаково пребывающие и не
подверженные никакой изменяемости, т. е. к познанию
самого единого Бога Отца, Сына и Духа Святого. Познав
сию Троицу, насколько знать это дано нам в настоящей
жизни, мы, ни мало не колеблясь, признаем, что всякая
разумная, духовная и телесная тварь, насколько она су-
ществует, свое бытие и свой вид имеет от этой творческой
Троицы и управляется ею в совершеннейшем порядке;
причем это нужно понимать не так, что одну часть
402