Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
манихеи и некоторые другие. Но больше заслуживают
нашего внимания и упоминания те, которые совершая те
же самые таинства, но отступая в учении, предпочли
отстаивание своих заблуждений благоразумному их исправ-
лению, и которые, будучи отлучены от католического
общения и от участия в таинствах, получили свои особые
названия и составили свои особые не только в словах,
но и в суевериях толки; таковы фотиниане, ариане и
многие другие. Иное дело — те, которые произвели
расколы. Они могли бы оставаться на гумне Господнем,
как мякина, до дня последнего провеивания, если бы, по
крайнему легкомыслию, не поддались надмению гордости
и не отделились от нас добровольно сами. Что же касается
иудеев, то хотя они и поклоняются единому всемогущему
Богу, но ожидая себе от Него одних только временных
и видимых благ, не захотели в собственных своих писаниях,
по крайней беспечности, заметить возникающих из уничи-
жения начатков нового народа, и, таким образом, остались
ветхим человеком. Если все это так, то ни в запутанных
воззрениях язычников, ни в плевелах еретиков, ни в
вялости раскольников, ни в ослеплении иудеев не следует
искать религии, а только у тех, которые называются
христианами католическими (кафолическими) или правос-
лавными, т. е. сохраняющими чистое и исповедующими
правое учение.
6. Эта католическая, широко распространенная по всему
миру Церковь пользуется всеми заблуждающимися как для
собственного своего приращения, так и для их исправления,
если бы они захотели пробудиться от своего сна. Она
пользуется языческими народами как материалом для своего
действования, еретиками — для доказательства своей твер-
дости, иудеями — для сравнительного указания своей
красоты. Одних она призывает, других исключает, третьих
оставляет, четвертых превосходит, но всем дает возможность
участвовать в Божественной благодати, должны ли они
быть образованы, или преобразованы, или опять приняты,
или же вновь допущены. Плотских же своих, т. е. живущих
и мыслящих по плоти, она терпит как мякину, под
которой на гумне остаются в большей безопасности зерна,
400