Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
полюбить и обратить к своей пользе, и чтобы сила мысли
была крепче, дабы озариться таким светом, скупым
говорится: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где
моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут;
но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни
ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не
крадут; ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше" (Мф.
VI, 19 — 21); расточительным: "Сеющий в плоть свою
от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет
жизнь вечную" (Гал. VI, 8); гордым: "Всякий возвышающий
себя унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лук.
XIV, 11); гневливым: "Кто ударит тебя в правую щеку
твою, обрати к нему и другую" (Мф. V, 39); сварливым:
"Любите врагов ваших" (Мф. V, 44); суеверным: "Царствие
Божие внутри вас" (Лук. XVII, 21); любопытным: "Не
ищите видимое, но невидимое: ибо видимое временное,
а невидимое вечно" (2 Кор. IV, 18) и, наконец, всем
вообще: "Не любите мира, ни того, что в мире... Ибо
все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость
житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (1 Иоан.
II, 15 — 16).
Если подобные изречения охотно и с благоговением
читаются и выслушиваются теперь народами по всему
миру; если, после такой крови, стольких мученических
костров и крестов, Церковь возросла еще с большей силой
и распространилась даже у варварских народов; если теперь
никто уже не удивляется целым тысячам юношей и дев,
воздерживающихся от брака и проводящих девственную
жизнь, а между тем, когда это сделал Платон, то до такой
степени устрашился потом извращенного мнения своего
времени, что, говорят, принес жертву природе, дабы за-
гладить свое девство, как-будто бы это был грех; если это
принимается теперь так, что, как прежде странно было
защищать подобные вещи, так, напротив, теперь странно
оспаривать; если такого рода обеты и обязательства во
всех христианских странах освящаются обрядами; если о
подобных предметах ежедневно читается в церквях и даются
объяснения священниками; если бьют себя в грудь те,
которые стараются все это выполнить; если на этот путь
397