Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/398"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
выше нашего ума и который сотворил всякую душу и
весь этот мир. Об этом впоследствии с большою силой
написал Платон, написал красиво, но не слишком убеди-
тельно, ибо он и подобные ему философы не были
рождены для того, чтобы отвратить мысль своего народа
от идолопоклонства и тщеты мира сего и направить ее к
истинному почитанию истинного Бога. Поэтому и сам
Сократ вместе с прочими чтил идолов, а после его смерти
и осуждения никто уже не осмеливался ни клясться
собакой, ни называть какой-нибудь камень Юпитером, но
лишь хранили память об этом в немногих философских
работах. Было ли это следствием страха перед карой или
просто знамением того времени — о том не знаю и пото-
му — молчу.
3. Впрочем, с позволения тех, которые и доселе еще
остаются почитателями сочинений той поры, я смело и
решительно скажу, что в наши христианские времена не
должно быть никаких сомнений в том, какая религия
представляет собою путь к истине и блаженству. В самом
деле, если бы жив был Платон и удостоил мой вопрос
своим ответом, или лучше — если бы какой-нибудь его
ученик еще при жизни Платона спросил его, им же самим
убежденный в том, что истина созерцается не телесными
очами, а чистой мыслью; что только душа способна стать
блаженной и совершенной; что приобретению этого ее
блаженства и совершенства препятствует только жизнь,
преданная страстям, когда лживые образы чувственных
предметов вторгаются в нас из материального мира через
тело, порождая различные мнения и заблуждения; что,
следовательно, дух наш должен быть очищен для созерцания
неизменных форм вещей и вечной красоты, которая ни
в пространстве не разделяется, ни во времени не изме-
няется, а сохраняет во всех своих частях единство и
тождество, бытие которой люди не признают, хотя она
существует действительно и наивысшим образом; что все
остальное рождается и умирает, разрушается и исчезает и,
однако, поскольку существует, то создано вечным Богом
посредством Его Истины; что всему этому сообщено разум-
ной и мыслящей души ровно настолько, чтобы оно на-
395