Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
образом в тело обратиться не может. Ибо тело существует
только потому, что получает через душу свой вид. Душа
же, чтобы сделаться телом, должна не принимать, а терять
вид, что невозможно, если только душа не заключена в
определенном месте и не соединена с телом местным
образом.
В последнем случае, пожалуй, большая масса была бы
в состоянии обратить лучший вид в свой худший, как
масса воздуха малый огонек. Но этого нет. Ибо всякая
масса, занимающая место, получает целостность свою от
всех частей, а не существует вся в каждой отдельной
части. Одна часть ее находится в одном месте, другая —
в другом. Душа же не только всей массе своего тела, но
и каждой отдельной частичке его присуща в одно и то
же время целиком. Она вся чувствует страдание части
тела, и чувствует его, однако же, не во всем теле. Когда
болит что-нибудь на ноге, это замечает глаз, говорит о
том язык, протягивается к этому рука. Этого не было бы,
если бы душа, насколько она присуща в этих частях, не
чувствовала бы в ноге, а чувствовать, что там делается,
она не могла бы, если бы отсутствовала. Ибо невероятно,
чтобы это делалось через посредство какого-либо вестника,
не чувствующего того, о чем извещает; потому что страдание
не пробегает по непрерывному продолжению телесной
массы, чтобы не дать ему укрыться от остальных частей
души, находящихся в других местах, а душа вся целиком
чувствует то, что происходит в частичке ноги, и чувствует
только там, где оно происходит. Следовательно, она вся
целиком присутствует одновременно в каждой из отдельных
частей — потому что вся одновременно чувствует в каждой
из них. И присутствует вся целиком не так, однако же,
как, скажем, белизна бывает вполне присуща той или
иной части тела. Ибо изменение в белизне, которое терпит
тело в одной части, может не иметь никакого отношения
к белизне его в другой. Это служит доказательством того,
что, соответственно взаимному между собой расстоянию
частей телесной массы, и сама она находится на известных
от себя расстояниях. А что в душе ничего подобного нет
— доказывается чувством, о котором уже было сказано.
393