Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/395"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
чему она служит душой, тело собственно и существует,
то душа в тело измениться не может. Ибо если бы она
не придавала телу той формы, которую получила от
высочайшего Блага, тело существовало бы не через нее,
и в этом случае или не существовало бы вовсе, или также
получало бы свой вид ближайшим образом, было бы тем
же, что и душа. В этом-то и заключается различие: душа
потому и лучше, что получает все ближайшим образом.
Но и тело получало бы также ближайшим образом, если
бы получало не через душу. Ибо при отсутствии какого
бы то ни было посредства, оно непременно получало бы
столь же близким образом. Кроме оживляющей души нет
ничего, что находилось бы между высочайшей жизнью,
которая есть мудрость и неизменная истина, и тем, что
оживляется, как последнее по порядку, т. е. телом. Поэтому
если душа придает телу форму, чтобы оно было телом,
то никоим образом она, придавая форму, отнимать ее не
станет. А она отнимала бы, становясь телом. Итак, душа
не делается телом ни сама через себя, потому что тело
существует только при условии пребывания души и через
душу, ни через другую душу, потому что тело существует
только через душу, получая от нее форму, а душа обратилась
бы в тело, если бы только обратилась, через отнятие
формы.
16. То же можно сказать и относительно души или
жизни неразумной, т. е. что душа разумная и в нее не
обращается. Ибо и неразумная душа подчинена разумной
в силу своего низшего порядка, и, чтобы быть таковой,
от нее получает свой вид. В силу естественного порядка,
вид, принятый от высочайшей красоты, слабейшим пере-
дают сильнейшие. Передавая же, они ни в каком случае
не отнимают. И слабейшие существуют постольку, пос-
кольку им придается вид сильнейшими. Сильнейшие же,
вместе с тем, и лучшие. Такова уж особенность этих
природ, что их качественное преимущество связано не с
большей массой, а, независимо от всякого пространствен-
ного объема, с лучшим видом или формой. В этом смысле
душа лучше и могущественнее тела. Потому-то, если через
нее, как сказано, и существует тело, то сама она никоим
392