Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/394"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
нению с удовольствием, потому что оное изменение,
возобновляющее телесные силы после трудов, происходит
по закону природы.
Впрочем, душа и во сне не утрачивает способности ни
чувствовать, ни понимать. Ибо она и тогда имеет перед
своими глазами образы чувственных предметов, причем
зачастую их нельзя даже отличить от тех предметов, чьими
образами они являются; и если душа при этом что-либо
постигает, то оно одинаково истинно и для спящего, и
для бодрствующего. Например, если кто-нибудь во сне
увидит себя рассуждающим и будет в состязании утверждать
что-либо на основании истинных положений, то положения
эти и по пробуждении останутся такими же истинными,
хотя и окажется ложным все остальное, например, место,
где, как ему снилось, он вел свои рассуждения, лицо, с
которым они велись, и тому подобное, что, впрочем,
нередко проходит бесследно и забывается даже бодрству-
ющими, и ни в каком отношении не напоминает вечного
присутствия истинных основоположений. Это приводит нас
к заключению, что такое телесное изменение, какое пред-
ставляет собою сон, может отнимать у души пользование
телом, но не ее собственную жизнь.
15. Наконец, если с телом, занимающим известное
место, душа связана не местом, то те высшие и вечные
причины, которые пребывают неизменно и не содержатся
в каком-либо определенном месте, действуют прежде на
душу, чем на тело, и не только прежде, но и преиму-
щественным образом. Действуют настолько прежде, на-
сколько она к ним ближе, и настолько преимущественным
образом, насколько она лучше тела. Близость же эта
понимается не по месту, а по порядку природы. Подра-
зумевается, что в силу этого порядка верховная сущность
придает телу с помощью души тот вид, в котором оно
существует, насколько существует. Итак, тело существует
через душу, и в силу того самого, что одушевлено, общим
ли образом, как мир, или частным, как всякое животное
в мире. Отсюда прямо следует, что душа могла бы сделаться
телом только через душу, а иначе — никак. Но так как
этого не бывает, поскольку, пока душа пребывает в том,
391