Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/393"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
через подчиненные его власти пожелания. Затем, всякая
душа, имеющая в своей власти другую душу, естественно
пожелает скорее иметь во власти ее, чем тело, и либо,
по доброте своей, захочет ей помочь, либо же, если она
зла, отдавать злые повеления. Поэтому она не захочет,
чтобы та была телом.
Наконец, эта принуждающая душа или воплощена в
нечто телесное, или же тела не имеет. Но если она не
имеет тела, то ее нет и в этом чувственном мире. А раз
это так, то она — в высшей степени благая душа, и не
может желать другой такого гнусного изменения. Если же
она — животное, то и та, которую она принуждает, или
есть также животное, или нет. Если она не животное, то
не может быть принуждена другой душой ни к чему. Ибо
тот, кто стоит на высочайшей ступени, тот не имеет
могущественнейшего себя. Если же она существует в теле,
то к чему бы ни принуждалась той, которая также су-
ществует в теле, принуждается через тело. А кто усомниться
в том, что такое изменение души никоим образом не
может совершиться через тело? Совершилось бы, если бы
тело было могущественнее ее; между тем все, к чему она
принуждается телом, в существе дела принуждается не
телом, а ее же собственными пожеланиями, о которых
сказано достаточно. Все согласны, что лучше разумной
души есть Бог. А Бог, несомненно, печется о душе, и
поэтому, конечно же, не Ним может быть принуждаема
душа обратиться в тело.
14. Итак, если ни по собственной воле, ни по чужому
принуждению душа не подвергнется этому, то что еще
могло бы ее этому подвергнуть? Уж не потому ли, что
нас часто невольно одолевает сон, нам следует бояться,
чтобы каким-либо подобным затемнением душа наша не
обратилась в тело? Но разве от того, что сон приводит
в расслабление наши члены, душа наша делается в каком-
либо отношении бессильнее. Она не чувствует только то,
что подлежит чувствам, поскольку то, что производит сон,
возникает из тела и действует в теле. Сон приводит в
бесчувственное состояние и, некоторым образом, заслоняет
телесные чувства. Душа же, однако, уступает этому изме-
390