Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/392"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
в некоторую худшую сущность? Ведь кому-нибудь может
показаться, и не без основания, будто из нашего рассуж-
дения следует, что душа не может дойти до ничтожества,
но что обратиться в тело, пожалуй, может. Если же бывшее
прежде душою сделается телом, оно отнюдь не перестанет
вовсе существовать. Но этого не может случиться иначе,
как если она сама того пожелает или будет принуждена
к тому другим. Впрочем, сама ли душа того бы пожелала,
или же была бы к этому принуждена, из этого еще не
следует, что она могла бы сделаться телом. Вот если бы
такое случилось, то из этого, конечно, следовало бы, что
либо она этого желает, либо принуждена к тому. Но как
вообще возможно подобное? Да она никогда этого и не
захочет. Ибо все желания ее относительно тела сводятся
к тому, чтобы владеть им, или оживлять его, или каким-то
образом действовать, или в каком-либо отношении забо-
титься о нем. Но всего этого не может быть, если она
не будет лучше тела. А если станет телом, то лучше тела,
разумеется, не будет. Следовательно, быть телом она не
пожелает. Впрочем, пускай об этом душа спросит себя
сама. Этим путем она легко откроет, что не имеет никакого
другого желания, кроме желания делать что-нибудь, или
знать, или чувствовать, или только жить, насколько она
располагает своей собственной властью.
Если же ее принуждают стать телом, то кто принуждает?
Конечно, кто-нибудь более могущественный. Ведь само
тело принуждать ее не может. Ибо никакое тело не
могущественнее какой бы то ни было души. Душа же
более могущественная принуждает к чему-либо только
подчиненное ее власти. Но душа подчиняется власти другой
души единственно посредством своих пожеланий. Итак, и
более могущественная душа принуждает лишь настолько,
насколько дозволяют собственные пожелания той, которую
она принуждает. Но сказано, что душа не может иметь
желания быть телом. Притом очевидно, что душа не
достигнет исполнения своего желания, коль скоро потеряет
всякое желание; а она, конечно, потеряет его, как только
станет телом. Итак, она не может быть принуждена стать
телом со стороны того, кто имеет право принуждать только
389