Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/391"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
бытие, как души, которое дала ей истина (ибо до такой
степени непобедима истина!), то что найдется другое, что
отняло бы у души то, что она есть душа? Разумеется,
ничто: ибо нет ничего, что было бы сильнее противопол-
ожного для уничтожения того, что производит противо-
положное ему. ф
12. Если же мы станем искать нечто, противное истине
не потому, что она есть истина, но потому, что она
существует высшим и преимущественнейшим образом (хотя
она настолько и существует, насколько есть истина; потому
что истиною мы называем то, в силу чего истинно все,
что в каком-либо виде существует, а существует оно
настолько, насколько есть истинно), то и от этого я не
уклонюсь, потому что это еще очевиднее будет свидетель-
ствовать в мою пользу. Ибо никакая сущность, насколько
она сущность, не имеет чего-либо противоположного себе;
тем не менее, может иметь противоположное себе та
первая сущность, насколько она сущность, которая назы-
вается истиной.
Всякая сущность есть сущность именно потому, что
она существует. Существованию же противоположно только
не-существование. Поэтому, сущности противоположно
ничто. Итак, вовсе нет вещи, которая могла бы быть
противоположной той субстанции, которая существует
преимущественным и первоначальным образом. Если и
душа имеет от нее то самое, чем она есть (а она, если
не имеет от себя, то и не может этого иметь ниоткуда,
как только от той вещи, которая этим самым и превосходит
душу), то нет никакой вещи, которая отняла бы это,
потому что нет вещи противоположной той, от которой
она это имеет; и, поэтому, она не перестанет существовать.
Но мудрость, которую душа имеет вследствие своего обра-
щения к тому, от чего получает свое бытие, она может
потерять лишь из-за отвращения от него. Ибо обращению
противоположно отвращение. То же, что она имеет от
того, чему ничто не противоположно, то не может ни от
чего потерять. Итак, она не может умереть.
13. При этом может возникнуть еще вот какой вопрос:
так как душа не уничтожается, то не изменяется ли она
388