Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/390"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Если имеет место первое, то душа не существует в теле
как в субъекте, вроде цвета и формы, потому что она
или сама есть субстанция, или присуща, как субъекту,
другой субстанции, которая не есть тело. Если же верно
второе, то душа не существует в теле как в субъекте, в
виде цвета, потому что сама — субстанция. Организация
же тела существует в субъекте-теле, как цвет. Итак, душа
не есть организация тела, но душа есть жизнь; никакая
же вещь не оставляет себя саму, а то, что умирает,
оставляется жизнью. Следовательно, душа не может умереть.
11. Итак, если следует все же чего-то опасаться, то
лишь того, чтобы душа не умерла от убыли, т. е., чтобы
она не утратила саму форму своего существования. Хотя
мне кажется, что об этом предмете сказано достаточно и
нельзя с достаточной точностью показать, как это могло
бы случиться, однако следует прибавить, что для опасения
подобного рода нет другой причины, кроме той, что в
душе глупой мы должны признать некоторую убыль, а в
душе мудрой большую наличность и полноту сущности.
Но если, в чем никто не сомневается, душа бывает самой
мудрой тогда, когда созерцает неизменную истину и пре-
бывает в ней неподвижно, соединенная с нею божественной
любовью, и если все то, что каким бы то ни было образом
существует, получает бытие от той сущности, которая
существует высшим и превосходнейшим образом, то душа,
насколько существует, или получает бытие от нее, или
сама через себя. Но если она существует сама через себя,
то поскольку сама служит причиной своего существования
и никогда себя не оставляет, она никогда не умирает, как
мы и рассуждали выше. Если же она получает бытие от
истины, то нужно внимательно исследовать, что может
быть такое противное истине, что отняло бы у души ее
бытие, как души, доставляемой ей истиной. Что же это
такое? Не ложь ли это, так как она — истина? Но
насколько душе может вредить ложь, это очевидно и у
всех перед глазами. Ведь большего она не может сделать,
как только обмануть. А обманывается только тот, кто
живет. Следовательно, ложь не может убить душу. Если
же то, что противно истине, не может отнять у души ее
387