Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/388"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
изменения, служит подражанием тому, что неизменно. Но
то, что существует само через себя, не имеет нужды и
ни в каком движении, так как все жизненное для него
находится в нем же самом. Ибо всякое движение есть
движение к другому, в котором движущееся имеет нужду.
Итак, мировому телу присуща форма благодаря под-
держке и охранению со стороны той лучшей природы,
которая его создала; в силу чего упомянутая изменчивость
не отнимает у тела возможности быть телом, а заставляет
его, посредством самого упорядоченного движения, пере-
ходить от формы к форме. Ибо ни одна какая бы то ни
было его часть не доводится до полного уничтожения.
Творческая сила все объемлет своим могуществом, не
утомляющимся и не прекращающим своей деятельности,
и дает продолжать существование всему, что существует
от нее и через нее. Поэтому никто не должен доходить
до такой глупости, чтобы полагать тело лучшим, нежели
душа, или, признав противоположное, думать, что хоть
тело и не перестает быть телом, душа же может стать
не-душой. А если этого не случится, и душа не сможет
продолжать своего существования, если не будет жить, то
несомненно, что душа никогда и не умрет.
9. Если же кто-нибудь скажет, что душе следует бояться
не той смерти, вследствие наступления которой бывшее
нечто обращается в ничто, но той, что лишает живущее
жизни, тот пусть обратит внимание на то, что никакая
вещь не лишается самой себя. Душа есть известного рода
жизнь; поэтому все, что одушевлено, живет, а все неоду-
шевленное, что могло бы быть одушевлено, считается
мертвым, т. е. лишенным жизни. Следовательно, душа не
может умереть. Ибо, если бы она могла лишиться жизни,
она была бы не душой, а просто чем-то одушевленным.
Если же это нелепо, то душе еще гораздо менее следует
бояться этого рода смерти, который вовсе не должен быть
страшен для жизни. Ведь, если бы душа умирала тогда,
когда оставляла бы ее эта жизнь, то тогда душою следовало
бы признавать саму жизнь, которая в данный момент ее
оставляет. Так что душой будет не то нечто, что оставляется
жизнью, а сама жизнь, оставляющая то, что умирает, но
385