Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
душа предпочтительнее любого тела, как, в сущности, и
все вечное — не вечному. Но если, как справедливо
утверждают, тело сотворено, то оно сотворено чем-либо
творившим, и притом — не низшим тела. Ибо оно не
было бы в состоянии дать тому, что творило, все то, что
есть в творимом, если бы качества последнего были бы
превосходящими качества первого. Творящему нужно для
творения иметь нечто лучшее, чем то, что оно творит.
Значит, мировое тело создано некоторой силой и
природой более могущественной и лучшей, но ни в коем
случае — не телесной. Ведь если бы тело было создано
телом, оно не было бы мировым. Высказанное нами в
начале этого рассуждения положение, что никакая вещь
не может получить бытие сама от себя, вполне истинно.
Эта же сила и нетелесная природа, — зиждительница
мирового тела, — и держит мир присущим ей могуществом.
Ибо, сотворив, она не удалилась и не оставила сотворен-
ного. Она — такая субстанция, которая не есть тело, и
которая, так сказать, не имеет движения относительно
места, которое бы могло отделить ее от субстанции,
занимающей место; и эта зиждительная сила не может
оставаться в бездействии, не охранять сотворенное ею и
допускать, чтобы последнее теряло форму, как бы оно ни
было разнообразно. Ибо, что существует не само через
себя, то непременно перестанет существовать, если будет
оставлено тем, через что существует; и мы не можем
сказать, чтобы тело, которое сотворено, получило то, что
могло бы уже поддерживать само себя, хотя бы и было
оставлено Творцом.
Но душа, превосходство над телом которой очевидно,
имеет все это в высшей степени. И если она может
продолжать свое существование сама через себя, то это
служит доказательством ее близости к бессмертию. Ибо
все подобное нетленно и уже потому не может умереть,
что ведь само себя не оставит. Изменчивость же тела
очевидна. Это достаточно показывает общее движение
самого мирового тела. Всматривающимся внимательно в
это движение, насколько такая природа может быть на-
блюдаема, открывается, что порядок, в котором происходят
384