Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/386"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
от них, например, половину, а затем и из оставшегося
удаляя последовательно по половине, мы будем уменьшать
размеры и идти до конца, которого, однако же, никоим
образом не достигнем. Зачем же нам бояться этого
относительно нашей души? Во всяком случае она лучше
и живучее тела, которое от нее и получает свою жизнь.
8. Но если то, что делает тело телом, заключается не
в его массе, а в его форме? А подобная мысль имеет под
собой неопровержимое основание — ибо тело тем пред-
почтительней, чем оно благовиднее и красивее, и тем
ничтожней, чем оно противнее и безобразнее. Такая убыль
зависит не от отсечения массы, о котором сказано доста-
точно, а от потери вида. Нужно подумать и рассудить об
этом предмете, чтобы кто-нибудь не стал утверждать, что
душа умирает вследствие такой убыли, а именно: так как,
будучи глупой, она теряет, некоторым образом, свой вид,
форму, то позволительно-де думать, что подобная потеря
может дойти до такой степени, что душа совершенно
лишится всякого вида, и из-за этого дойдет до полного
ничтожества и будет вынуждена умереть. Поэтому, если
бы мы оказались в состоянии доказать, что и с телом не
может такого случиться, чтобы оно потеряло тот свой вид,
который, собственно, и делает его телом, то, может быть,
мы вправе были бы считать доказанным, что тем более
у души нельзя отнять того, что делает ее душой. Ибо
всякий, внимательно всмотревшийся в самого себя, приз-
нает, что душа, какой бы она ни была, все же выше тела.
Итак, вступлением к нашему рассуждению пусть пос-
лужит то положение, что никакая вещь не творит и не
рождает сама себя; ибо, иначе, она существовала бы
прежде, чем получила свое существование. Если же пос-
леднее ложно, то первое — истинно. Также и то, что не
сотворено и не рождено, а, между тем, существует, по
необходимости должно быть вечным. Кто припишет подоб-
ную природу и превосходство какому-нибудь телу, тот
крайне заблуждается. Но зачем нам опровергать его? Ведь,
в таком случае, мы тем более должны будем приписать
это душе. Действительно, если есть хоть какое-нибудь
вечное тело, то не вечной души нет никакой. Ибо любая
11 Зак. 3644
383