Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ее мысль, это называется забвением или неведением. Но
если то, что мы открыли относительно каких-либо сво-
бодных наук, рассуждая сами с собой или наводимые
чужими вопросами, мы открыли не где-либо в другом
месте, а именно в нашей душе (а открыть означает не
то же самое, что создать или родить; ибо иначе душа
временными открытиями рождала бы вечное, так как часто
открывает именно вечное, ибо что может быть так вечно,
как теория круга; или что есть другое в этого рода науках,
о чем можно было бы сказать, что оно когда-нибудь не
было или не будет?), то очевидно, что душа человеческая
бессмертна, и что все истинные разумные положения
существуют в тайниках ее, хотя вследствие неведения или
забвения и кажется, что она не имеет их или потеряла.
5. Теперь рассмотрим, до какой степени может быть
допускаемо изменение души. Если душа — субъект по
отношению к науке, существующей в ней, и если субъект
не может изменяться без того, чтобы не изменилось и
то, что есть в нем, то как мы можем владеть неизменной
наукой и неизменным разумом, если изменчива душа, в
которой они существуют?
Нет большего изменения, чем изменение на свою
противоположность; а кто станет отрицать, что душа (чтобы
опустить остальное) в одном случае бывает глупой, а в
другом — мудрой? Итак, рассмотрим прежде всего, сколько
допускается способов так называемого изменения души.
По моему мнению, изменений этих, наиболее наглядных
и наиболее ясных, существует два рода (видов же их
гораздо больше). Ибо душа представляется изменяющейся
под действием страстей — или телесных, или ее собст-
венных. Под действием страстей телесных изменения
происходят в силу возраста, в силу болезней, страданий,
трудов, неудач, чувственных наслаждений. В силу собст-
венных страстей душа терпит изменения от желаний, от
радости, от страха, от досады, от любви к наукам, в
процессе изучения наук.
Все эти изменения, сами по себе отдельно взятые, не
должны внушать никаких опасений, если только не служат
несомненным доказательством смерти души. Но посмотрим,
378