Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/376]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742[/url]
 

OCR
О БЕССМЕРТИИ ДУШИ
1. Если наука существует в чем-нибудь (а существовать
она может только в том, что наделено жизнью), и если
она существует всегда (а, коли так, то вместилище ее
тоже должно быть вечным), то, следовательно, то, в чем
существует наука, живет вечно. К такому выводу приходим
мы, т. е. наша душа, а так как делать правильные
умозаключения без науки нельзя, а без науки может
существовать только та душа, которая лишена ее в силу
своей природы, то, значит, в человеческой душе наука
существует.
Итак, поскольку наука существует, то она непременно
существует где-нибудь (ведь не может же она существовать
в "нигде"). Точно также не может она существовать в
чем-нибудь таком, что лишено жизни, ибо мертвое ничего
не знает и не познает, в том же, что не знает и не
познает, наука существовать не может. Равным образом,
наука существует всегда, поскольку то, что существует, и
существует неизменно, необходимо существует всегда. А
что наука существует, этого не отрицает никто. И кто
признает невозможным, чтобы линия, проведенная через
центр круга, не была наибольшею из всех линий, которые
проводятся не через центр, и признает это истиной,
известной науке, тот не отрицает существование неизмен-
ной науки.
Далее, все, в чем существует что-либо всегда, не может
не существовать всегда. Ибо ничто, существующее всегда,
не допустит лишить себя когда-нибудь того, в чем оно
всегда существует. Затем, когда мы производим умозак-
лючения, то это бывает делом души. Ибо это дело лишь
того, что мыслит; тело же не мыслит; да и душа мыслит
без помощи тела, потому что когда мыслит — от тела
отвлекается. Притом то, что мыслится, должно (по крайней
мере, в момент осмысления) полагаться неизменным, те-
лесное же постоянно пребывает в становлении. Поэтому
тело не может помогать душе в ее стремлении к пониманию,
хорошо уже, если оно не мешает.
373