Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/374"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
скажет тебе, что ты, спустя несколько дней после рождения,
смеялся, ты не решишься назвать это ложным; а если
скажет такое лицо, которому следует верить, ты, хотя и
не вспомнишь, поверишь; потому что все то время пог-
ребено для тебя в полнейшем забвении. Или ты иначе
думаешь?
А. Согласен.
Р. Итак, последнее забвение весьма отлично от первого,
но первое — дело обыкновенное. Есть много других вещей
очень близких и сродных с воспоминанием и пересмотром
истины. Подобное этому бывает, когда мы что-нибудь
видим и припоминаем, что мы это когда-то уже видели
и утверждаем, что знали; но где, когда, каким образом и
у кого мы с этим познакомились, нам нужно припоминать
и передумывать. Если это случится по отношению к
человеку, мы спрашиваем, где мы его видели; когда он
нам напомнит, тогда все обстоятельства неожиданно как
бы освещаются в нашей памяти и вспомнить не составляет
более труда. Но может быть это тебе неизвестно или
непонятно?
А. Что может быть яснее и что случается со мною
чаще?
Р. Таковы те, которые изучили основательно свободные
науки: ибо, изучая, они, несомненно, как бы выкапывают
и открывают их в себе, зарытые забвением; и не удов-
летворяются, и не останавливаются, пока не раскроется
во всей широте и полноте лицо истины, блеск которого
до известной степени уже просвечивается в тех науках.
Но от этих же наук в зеркале мысли отражаются некоторые
ложные цвета и формы, часто обманывают искателей и
вводят их в заблуждение, заставляя думать, будто в них
заключается все, что они знают или чего ищут. Таких
представлений следует избегать с особой осторожностью;
ложь их узнается по тому, как они меняются со сменой
зеркала, между тем как лицо истины остается неизменным.
Мысль, например, рисует и представляет четырехугольник
то одной, то другой величины, но внутренний ум, который
желает знать истинное, обращается к тому, на основании
чего признает их квадратными.
371