Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/368"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
лям самим своим выражением. Будучи невероятной, она
тем подражает истинным мыслям, что так высказывается,
и есть только ложная, но не лживая. А если бы она
рассчитывала на доверие, она подражала бы, несомненно,
истинному.
А. Теперь я понимаю, что есть большое различие между
тем, что мы говорим, и теми предметами, о которых
говорим, и соглашаюсь с тобою, потому что меня оста-
навливало только это одно, а именно, что называемое
нами ложным мы только тогда правильно называем лож-
ным, когда оно представляет собой некоторое подражание
истине. Действительно, кто не подвергся бы заслуженному
осмеянию, если бы сказал, что камень есть ложное серебро?
Однако, если бы кто сказал, что камень есть серебро, мы
сказали бы, что он говорит ложное, т. е. высказывает
ложную мысль. Но олово или свинец мы, по-моему, не
без смысла называем ложным серебром, потому что в
вещах есть как бы некоторое подражание; и мысль наша
поэтому не есть ложная мысль, а ложно то, о чем она
высказывается.
16. Р. Понимаешь правильно. Но обрати внимание на
то, могли бы мы с такою же уместностью назвать и
серебро ложным свинцом?
А. Мне кажется, нет.
Р. Почему?
А. Не знаю; знаю только одно, что я назвал бы его
так против своей воли.
Р. А не потому ли, что серебро лучше, и что назвать
его так было бы как бы в поношение ему; между тем
как для олова было бы как бы своего рода честью, если
бы оно называлось ложным серебром?
А. Ты вполне прав. И поэтому-то, полагаю, законы
считают беспечными и не имеющими права на завещание
тех, которые являются публично в женской одежде, которых
я не знаю, как лучше назвать, ложными ли женщинами,
или ложными мужчинами. Но истинными комедиантами
и истинными бесчестными людьми мы можем назвать их
не колеблясь; или, если они делают это тайно и что-либо
бесчестное становится известным только по дурным слухам,
365