Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Р. Называется ли что-нибудь истиной кроме того, в
силу чего является истинным то, что истинно?
А. Нет.
Р. Справедливо ли называется истинным только то, что
не есть ложно?
А. Сомневаться в этом было бы безумием.
Р. Не есть ли ложное то, что принимает вид чего-либо,
и, однако же, не есть то, на что является похожим?
А. Действительно, я не знаю ничего другого такого,
что охотнее всего назвал бы ложным. Но обыкновенно
ложным называется и такое, что весьма далеко от сходства
с истинным.
Р. Кто это отрицает? Но все же оно представляет собой
хоть небольшое подражание истинному.
А. Каким образом? Ведь, когда рассказывается, что
Медея летала на крылатых змеях, рассказ этот не предс-
тавляет собою подражания истинному; так как то, что не
существует, не может быть и предметом подражания для
чего-либо, что также не существует.
Р. Ты прав, но забываешь, что не существующее вовсе,
не может быть названо и ложным. Ведь, если оно ложное,
то оно существует, а если оно не существует, то оно не
есть и ложное.
А. Неужели этот невообразимо чудовищный рассказ о
Медее мы не назовем ложным?
Р. Не назовем; ведь если бы он был ложным, разве
он был бы чудовищным?
А. Выходит что-то странное; неужели, когда мне скажут:
"Змей огромных крылатых, запряженных в ярмо", я не
назову это ложным?
Р. Назовешь, потому что здесь есть нечто, что можно
назвать ложным.
А. Скажи, что это?
Р. Разумеется, та мысль, которая высказывается самим
стихом.
А. Но какое же в ней заключается подражание истин-
ному?
Р. Она высказывается так, как будто бы Медея в самом
деле это делала. Ложная мысль подражает истинным мыс-
364