Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/366"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
нами нас не убеждает. Или быть может рассмотрим лучше
то, каким образом возможна наука в душе необразованной,
которую мы не можем, однако же, не называть душою?
По-видимому, ты в этом нашел побуждение снова под-
вергнуть сомнению то, с чем прежде согласился?
А. Нет, рассмотрим сперва первое, а затем обсудим и
последнее. После этого, думаю, не останется ничего спор-
ного.
Р. Пусть будет так, но сосредоточься. Ведь я знаю,
что происходит с тобой, когда ты слушаешь: устремив все
свое внимание на вывод и нетерпеливо ожидая, что он
вот-вот получится, ты не слишком тщательно обсуждаешь
те вопросы, с которыми соглашаешься.
А. Ты, пожалуй, говоришь правду; но я постараюсь,
насколько могу, освободиться от этой слабости; только
начинай уже спрашивать, чтобы нам не терять времени
понапрасну.
Р. Свое заключение, что истина не может погибнуть,
мы вывели, насколько помню, из того, что если бы
погибли не только весь мир, но и сама истина, то и
тогда было бы истинно, что погибли мир и истина. Но
истинным ничто не может быть без истины. Следовательно,
истина никоим образом не погибнет.
А. Это я признаю справедливым и очень удивился бы,
если бы оно было ложно.
Р. В таком случае перейдем к другому.
А. Позволь, пожалуйста, мне несколько подумать, чтобы
я после, к своему стыду, снова не возвращался к этому.
Р. А что? Разве не будет истинным, что истина погибла?
Если это не будет истинным, то истина не погибнет. А
если будет истинным, то как после уничтожения истины
это будет истинным, если истины уже не будет?
А. Я обдумал уже и обсудил все: переходи к другому.
Постараемся непременно, насколько сможем, сделать так,
чтобы это прочитали мужи ученые и благоразумные и
исправили нашу неосмотрительность, если таковая есть;
потому что я не считаю возможным ни теперь, ни когда
бы то ни было найти какое-либо возражение против этого.
363