Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/363"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
удалением. Итак, я опасаюсь, чтобы то же не случилось
и с телом, как с местом мрака, из-за удаления души, как
света, или из-за ее угасания прямо в нем. Так как смерти
телесной вообще избежать невозможно, то желателен по
крайней мере такой род смерти, в котором душа уходила
бы из тела неповрежденной и переходила j место (если
только есть такое место), где она не могла бы угаснуть.
А если это невозможно, если душа зажигается в самом
теле и не может нигде более продолжать своего сущест-
вования, и смерть вообще есть некоторое угасание души
или жизни в теле, то следует, насколько это возможно
человеку, избрать такой род жизни, чтобы то, что живет,
жило безмятежно и спокойно; хотя я и не знаю, каким
образом это может быть, если душа умирает. О, как
блаженны те, кто сами или с помощью других пришли
к убеждению, что смерти не следует бояться, хотя бы
душа и уничтожалась! А меня, несчастного, еще не смогли
убедить в этом никакие доводы, никакие книги.
Р. Не вздыхай и будь уверен: душа человеческая бес-
смертна.
А. Чем ты это докажешь?
Р. Тем, с чем ты с большой осторожностью согласился
перед этим.
А. Хоть я и помню, что ничего не отвечал на твои
вопросы, не рассмотрев внимательно, однако представь,
пожалуйста, самую сущность всего, чтобы видеть, до чего
мы дошли с такими околичностями, и не спрашивай меня
более. Ибо если повторишь коротко то, с чем я согласился,
то зачем могут понадобиться от меня ответы вновь? Разве
затем, чтобы бесцельно отсрочить мою радость?
Р. Сделаю, как ты хочешь; только слушай очень внима-
тельно.
А. Говори же, я слушаю. Зачем томишь?
Р. Если все, что существует в субъекте, продолжает
свое существование всегда, то необходимо будет продолжать
свое существование и сам субъект. Но всякая наука
существует в субъекте, в душе. Следовательно, если наука
всегда продолжает свое существование, необходимо, чтобы
всегда продолжала свое существование и душа. Но наука
360