Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
свет в солнце, как тепло в огне, как наука в душе и
многое другое, подобное этому. Или ты думаешь иначе?
А. Все это давно известно, усвоено и изучено самым
старательным образом с первых дней юности; поэтому я
могу согласиться с этим без всякого рассуждения.
Р. Вот как? Так не согласишься ли, что и то, что есть
в субъекте неотделимого, не может продолжать своего
существования, если сам субъект перестанет существовать?
А. И это я считаю неизбежным. Ибо всякий, внимательно
рассматривающий вещи, понимает, что пока субъект про-
должает свое существование, то, что есть в субъекте, может
прекратить свое существование. Так, например, цвет тела
может из-за болезни или возраста измениться, хотя само
тело еще не уничтожится. Хотя это применимо не ко
всему, но лишь к тому, что входит в существование
субъектов не для того, чтобы давать бытие самим субъектам.
Например, стена окрашена в этот цвет, который мы видим,
не для того, чтобы она была стеной. Но если бы огонь
потерял тепло, он не был бы огнем; и снег мы можем
назвать снегом, если он будет бел.
13. Но разве может быть кем-либо допущено или
показаться кому-либо возможным, чтобы то, что существует
в субъекте, продолжало бы свое существование по уничто-
жении самого субъекта? Ибо неестественно и в высшей
степени несообразно с истиной, чтобы то, чего не было
бы, если бы не было в субъекте, могло быть и после
того, когда не будет самого субъекта.
Р. Следовательно то, что мы искали, найдено.
А. О чем ты говоришь? Неужели теперь ясно видно,
что душа бессмертна?
Р. Если то, с чем ты согласился, истинно, то как
нельзя яснее; разве только скажешь, что душа, хотя бы
и умерла, останется душою.
А. Этого-то я никогда не скажу. Ибо и свет, куда бы
он ни проник, то место освещает и не может принять в
себя мрак, однако гаснет, и когда свет погаснет, место
это затемняется. Таким образом то, что сопротивлялось
мраку и никоим образом не принимало в себя мрак, дало
мраку место своим исчезновением, как могло бы дать
359