Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
заключение я могу вывести относительно не одной только
грамматики, но и всех вообще наук. Ты сказал, и сказал
верно, что нет науки, которая не получила бы свойства
науки в силу определения и логического расположения.
Но если науки потому истинны, что они науки, то кто
станет отрицать, что та наука, через которую все другие
делаются истинными науками, есть сама истина?
А. Готов был бы согласиться с этим; но меня оста-
навливает то, что мы и способ рассуждения относим к
тем же наукам. Я скорее думаю, что истина есть то, что
самый способ этот делается истинным.
Р. Прекрасно и осмотрительно во всех отношениях; но
полагаю, ты не отрицаешь, что она постольку истинна,
поскольку есть наука?
А. Напротив, это-то меня и останавливает. Потому что
я вывел и обратное заключение: так как она наука, то
поэтому и истинна.
Р. Почему так? Разве ты думаешь, что она могла бы
быть наукой, если бы в ней не было все определено и
логически расположено?
А. Более мне нечего добавить.
Р. Но если обязанность эта лежит на ней же, то она
есть наука истинная благодаря себе же самой. Да и
покажется ли кому-нибудь странным, если эта наука,
делающая истинным все, сама через себя и сама в себе
будет истинною истиной?
А. Теперь ничто не мешает мне согласиться.
12. Р. В таком случае выслушай внимательно то не-
многое, что остается.
А. Говори, если имеешь что сказать; пусть только оно
будет таким, чтобы я его понимал и охотно с ним
соглашался.
Р. Говорят, что одно существует в другом двояким
образом. Во-первых, одно так существует в другом, что
может быть отделено от него и находиться в другом месте,
как существует это бревно в этом месте, как находится
солнце в восточной стороне неба; но, во-вторых, существует
что-либо в субъекте и так, что не может быть отделено
от него, как форма и наружный вид в этом бревне, как
358