Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
А. На этом, действительно, он не настаивал никогда,
но говорил открыто, что если басни не выучим, то едва
ли будем знать вообще что-нибудь.
Р. Следовательно, ты не отрицаешь, что изучал истинное,
когда изучал это. Ибо, если бы то, что Дедал летал, было
истинно, а дети принимали бы это за выдуманную басню,
то они усвоили бы себе ложное потому, что то, что
передавалось, было истинным. Отсюда-то и является то
своеобразие, о котором мы говорили выше, а именно, что
басня о летании Дедала не была бы истинною басней,
если бы не было ложным, что Дедал летал.
А. Пусть это так; но я желал бы знать, что мы
приобретаем из этого?
Р. А то, что наше умозаключение, что наука не может
быть истинной, если не учит истинному, не есть умозак-
лючение ложное.
А. А какое это имеет отношение к нашему делу?
Р. Я хочу, чтобы ты сказал мне, почему грамматика
есть наука: ибо она постольку истинна, поскольку есть
наука.
А. Не знаю, что тебе сказать.
Р. Не кажется ли тебе, что если бы в ней не было
ничего определенного, ничего распределенного и разде-
ленного на роды и части, то она никоим образом не
могла бы быть наукою?
А. Теперь я понимаю, что ты хочешь сказать: я не
признаю никакого научного свойства за той наукой, которая
не нуждается в определениях, разделениях, умозаключениях,
во всем том, почему она и называется наукой.
Р. Стало быть, и во всем том, почему называется
наукой истинной.
А. Логично.
Р. Теперь скажи, какая наука излагает способ опреде-
лений, разделений и развития частей?
А. Выше уже было сказано, что это делается правилами
рассуждения.
Р. Итак, грамматика как наука, и как наука истинная,
обязана своим происхождением той же самой науке, ко-
торую ты выше защитил от упрека в ложности. То же
357