Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ложным Приамом, потому что Приаму подражал, но самим
Приамом не был. Отсюда выходит нечто своеобразное, но
что оно так, в том никто не сомневается.
А. Что же это такое?
Р. А то, что все это от того в известном отношении
истинно, от чего в другом отношении ложно, и к ис-
тинности его в данном отношении служит единственно
то, что в другом отношении оно ложно. Из-за этого оно
никоим образом не достигнет того, чем хочет или должно
быть, если избегает быть ложным. Каким бы образом этот
Росций, о котором мы упоминали, был истинным трагиком,
если бы не пожелал быть ложным Гектором, ложною
Андромахой, ложным Геркулесом, и проч.? Или каким
образом было бы истинным живописное изображение, если
бы конь не был ложным; или в зеркале истинное отоб-
ражение человека, если бы оно не было человеком ложным?
После этого, если в известных отношениях для того, чтобы
нечто было истинным, полезно, чтобы нечто было ложным,
то почему мы настолько страшимся ложности и так
стремимся к истине, считая ее великим благом?
А. Не знаю и очень удивляюсь; разве только потому,
что в приведенных примерах не вижу ничего достойного
для подражания. Ведь не должны же и мы, подобно
актерам или каким-либо отражениям от зеркал, будучи в
известном виде своем истинными, подкрашиваться и под-
делываться под чужой вид и для этого становиться лож-
ными; но должны искать такое истинное, которое не было
бы подобно двуликому образу, смотрящему в противопол-
ожные стороны, в известной части истинным, в известной
— ложным.
Р. Ты ищешь великого и божественного. Но если бы
мы его нашли, не сознались бы мы, что этим мы как
бы изготовили и отлили саму истину, от которой получает
свое название все, что каким бы то ни было образом
истинно?
А. Соглашаюсь с этим охотно.
11. Р. Как, по-твоему, наука рассуждать — истинная
ли наука, или ложная?
А. Конечно, истинная. Но истинна также и грамматика.
355