Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/357"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
желает быть самим тобой, но остается ложным, потому
что не становиться таковым.
А. Конечно, кажется.
Р. А всякое живописное изображение, или какая-либо
статуя, да и весь этот род художественных произведений?
Разве не стремятся они быть тем, по подобию чего каждое
из них сделано?
А. Соглашаюсь вполне.
Р. Затем, полагаю, ты согласишься, что к тому же роду
относится все, чем обманываются спящие или сумас-
шедшие?
А. Даже более, чем с чем-нибудь другим, потому что
ничто более не стремится быть похожим на то, что видят
бодрствующие или здоровые; а вместе с тем оно и ложно,
так как не может быть тем, чем быть стремится.
Р. К чему бы, далее, я стал распространяться о движении
высоких зданий, о погруженном в воду весле или о тенях
тел? Думаю, вполне ясно, что они должны быть подводимы
под ту же мерку. О других чувствах умалчиваю, ибо всякий
зрело обсуждающий найдет, что в вещах, нами чувствуемых,
ложным называется то, что стремится быть чем-нибудь,
но не есть.
10. А. Ты правду говоришь. Но удивляюсь, почему тебе
показалось нужным выделить из этого рода поэмы, шутки
и прочую ложь.
Р. А потому, что одно дело желать быть ложным, и
совсем иное — не быть способным стать истинным.
Поэтому такие человеческие произведения, как комедии,
трагедии, пантомимы и другие того же рода мы можем
уподобить произведениям живописцев и ваятелей. Ибо
нарисованный человек также точно не может быть истин-
ным, хотя и достигает вида человеческого, как и то, что
содержится в книгах комиков. И все это не желает быть
ложным, или бывает ложным не по какому-либо собст-
венному желанию, а по некоторой необходимости, на-
сколько может подчиняться произволу измышляющего. Но
Росций, по природе истинный человек, по воле своей был
на сцене ложною Гекубой. По той же самой воле он был
и истинным трагиком, насколько играл свою роль, и
354