Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/354"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Р. Вижу, что тебе не хочется медлить, и готов под-
чиниться твоей торопливости. Итак, чтобы не останав-
ливаться снова на частностях, назвали бы мы ложными
людьми тех, которых видим во сне, если бы они могли
жить, говорить, быть удерживаемы бодрствующими, и если
бы не было никакого различия между ними и теми людьми,
с которыми мы разговариваем и которых видим прос-
нувшись, в здоровом состоянии?
А. На каком основании мы могли бы их так назвать?
Р. Следовательно, если они были бы истинными потому,
что оказывались бы весьма похожими на истинных и что
между ними и истинными не было бы решительно никакого
различия, то не следует ли признать, что сходство есть
мать истины, а несходство — мать ложности?
А. Не имею что сказать против этого и мне стыдно
за свое так необдуманно данное перед этим согласие.
Р. Смешно, если стыдишься, как будто не ради этого
мы и выбрали такого рода беседы, которые я хочу назвать
монологами, так как мы разговариваем одни сами с собою;
хоть название это ново и, может быть, грубо, но оно
довольно пригодно для обозначения сущности дела. Ибо
истина лучше всего может раскрываться через вопросы и
ответы, а, между тем, едва ли можно найти какого-либо
человека, которому не было бы стыдно остаться побеж-
денным в споре; и при этом почти всегда случается так,
что речь, искусно введенную для разъяснения вопроса,
заглушает дикий крик упрямства, большей частью с зата-
енной, а иногда и открытой душевной злостью. Поэтому
я полагаю, что изобрел самый спокойный и самый удобный
способ искать с божьей помощью истину, отвечая сам
себе на свои же вопросы. Поэтому тебе нечего опасаться
брать назад свое мнение и отказываться от него, если ты
необдуманно что-либо утверждал, ибо другого выхода из
этого и быть не может.
8. А. Ты говоришь правду. Но я не вполне ясно вижу,
с чем согласился неудачно. Разве что назвать действительно
ложным то, что имеет некоторое сходство с истинным,
так как я решительно не нахожу ничего другого, что
соответствовало бы названию ложного; но и при этом
12 Зак. 3644
351