Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
А. Согласен, тем более в данном случае мне все хорошо
понятно.
Р. Тогда, чтобы долго не останавливаться на этом
предмете, скажи, кажется ли тебе, что можно легко раз-
личать лилию от лилии по запаху, или тминный мед от
тминного же меда из разных ульев по вкусу, или пух
лебяжий от пуха гусиного при помощи осязания?
А. Нет, не кажется.
Р. А если нам приснится, что мы такого свойства
предметы обоняем, или вкушаем, или осязаем? Не обманет
ли нас это подобие образов, тем худшее, чем более оно
пустое?
А. Ты правду говоришь.
Р. Итак, очевидно, что мы обманываемся во всех
чувствах, обольщаемые сходством или между вещами рав-
ными, или неравными; или если не обманываемся, удер-
живаясь от доверия или замечая различие, должны называть
вещами ложными те, которые считаем за истиноподобные.
А. Не могу в этом сомневаться.
7. Р. Теперь усиль свое внимание, так как мы снова
вернемся к тому же предмету, чтобы сделать более оче-
видным то, что стараемся показать.
А. Слушаю внимательно. Я решил терпеливо относиться
к этому кругообращению и не почувствую на этот раз
усталости, поддерживаемый надеждой достигнуть того, к
чему мы стремимся.
Р. Хорошо делаешь. Но вникни внимательно: в том
случае, когда мы видим похожие одно на другое яйца,
можем ли мы какое-либо из них по справедливости назвать
ложным?
А. Мне кажется, нет. Потому что если все они яйца,
то они яйца истинные.
Р. Ну, а если видим образ, отраженный зеркалом? По
каким признакам мы узнаем, что он ложный?
А. По тем, что его не поймаешь, что он не отзывается,
что сам собою не движется, что не живет, а также и по
другим бесчисленным признакам, которые пересчитывать
было бы долго.
350