Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
самой в силу того, что она получила от чувств, каковы,
к примеру, образы в сновидениях, а может быть и в
безумии. Далее, сходства, которые оказываются в самих
вещах, видимых нами, одни образуются самой природой,
другие — существами одушевленными. Природа производит
подобия путем рождения и путем отражения; путем рож-
дения, когда дети рождаются похожими на родителей,
путем отражения — при помощи разного рода зеркал.
Ибо, хотя и люди делают множество зеркал, однако не
сами они рисуют те образы, какие зеркалами отражаются.
Произведения существ одушевленных мы имеем в живопис-
ных картинах и в других того же свойства изображениях;
к тому же роду могут быть отнесены и те образы, которые
бывают делом демонов, если только они действительно
бывают. Тени же тел, коль скоро они не слишком удаляются
от самого предмета, так что удерживают подобие тел и
называются как бы ложными телами, давая глазам охватить
себя, следует отнести к тому роду, который производит
природа через отражение. Ибо всякое тело, выставленное
на свет, отражает его и отбрасывает в противоположную
сторону тень. Или ты находишь, быть может, какое-нибудь
возражение против сказанного?
А. Возражений я не нахожу, но с нетерпением ожидаю
узнать, к чему это ты клонишь.
Р. Нужно терпеливо ждать, пока и остальные чувства
дадут нам знать, что ложность гнездится в подобии ис-
тинному. Ибо и в области слуха является столько же
почти родов сходства: например, когда слыша голос го-
ворящего, невидимого для нас, мы принимаем его за
кого-либо другого, на которого он похож голосом; образцом
же сходства в худших вещах служит, например, эхо, или
звон в самих же ушах, или некоторое подражание дрозду
или ворону в часах, или в том, что представляют себе,
будто слышат, видящие сны или помешанные. А так
называемые у музыкантов фальшивые тоны до невероятной
степени, как это окажется после, служат подтверждением
истине; но для настоящего случая довольно и того, что
и сами они недалеко от сходства с теми тонами, которые
называются истинными. Ты согласен с этим?
349