Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
какого-либо сходства с истинным. Например, человек,
которого мы видим во сне, не есть человек истинный,
но ложный именно потому, что имеет сходство с истинным.
Ибо кто, увидев собаку, мог бы по совести сказать, что
видел во сне человека? И собака эта ложная потому, что
похожа на истинную.
А. Это так. *
Р. Ну, а если кто-нибудь, бодрствуя и видя коня,
подумал бы, что видит человека? Не потому ли обманулся
бы он, что ему представилось нечто, похожее на человека?
Ибо если бы ему представился только вид лошади, он не
мог бы подумать, что видит человека.
А. Согласен.
Р. Также точно мы называем ложным то дерево, которое
видим нарисованным, ложным то лицо, которое отражается
в зеркале и ложным излом весла в воде именно в силу
сходства видимого с истинным.
А. И это справедливо.
Р. Также точно мы обманываемся и в близнецах, и в
яйцах, и в отдельных печатях, сделанных одним и тем
же кольцом, и в остальных предметах того же рода.
А. Разделяю это мнение вполне и соглашаюсь с ним.
Р. Следовательно, сходство вещей, воспринимаемое зре-
нием, есть мать ложности.
А. Не стану отрицать.
Р. Но вся эта масса сходств, если не ошибаюсь, может
быть разделена на два рода. Ибо сходство бывает между
вещами равными, а также между вещами неравными.
Равенство бывает тогда, когда мы говорим, что это так
же похоже на то, как то — на это, как, например, сказано
нами о близнецах или отпечатках кольца. К неравенству
же относятся те случаи, когда худшее мы называем похожим
на лучшее. Ибо кто, посмотрев в зеркало, скажет по
совести, что он похож на отражение, а не оно на него?
Этот последний род проявляется частью в душевных сос-
тояниях, частью же в тех вещах, которые представляются
наблюдению. Но и то, что совершается в душе, отчасти
совершается в чувстве, как, например, видимость излома
весла, которого в действительности нет, отчасти же в ней
348