Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/350"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
время бывает и большим, и малым. Но из этого выходит
лишь то, что само по себе ничто не есть ни большое,
ни малое. Потому что эти названия имеют смысл лишь
при сопоставлении.
Р. Но когда ты говоришь, что ничто не истинно само
по себе, не опасаешься ли, что из этого будет следовать,
что ничто не существует само по себе? Ведь коль скоро
это дерево существует, оно потому и есть истинное дерево.
Да и быть не может, чтобы, будучи само по себе, т. е.
без познающего, оно не было бы деревом истинным.
А. После этого я сформулирую следующее определение:
истинное, по моему мнению, то, что существует.
Р. В таком случае ничто не будет ложным, так как
все, что ни есть, есть истинное.
А. Ты поставил меня в величайшее затруднение; я
решительно не нахожу, что тебе ответить. Хоть я и желал
бы, чтобы ты учил меня подобными вопросами, но после
этого боюсь уже и вопросов.
6. Р. Бог, которому мы отдаем себя, без всякого
сомнения подаст нам помощь и освободит от этого за-
труднения, если только мы будем веровать в Него и
усерднейшим образом Ему помолимся.
А. Действительно, в данном случае я ничего не сделаю
с большей готовностью, потому что никогда еще не окружал
меня такой мрак. Боже, Отец наш, увещевающий нас
молиться Тебе и подающий то, о чем Тебя просят, услышь
меня, мечтающего в этом мраке и протяни мне десницу
Твою. Покажи мне свет Твой, вызволи меня из заблуж-
дений; пусть под Твоим руководством возвращусь я к себе
и к Тебе. Аминь.
Р. Не отвлекайся же и, насколько можешь, слушай
самым внимательным образом.
А. Вот, я уже не занят ничем другим.
Р. Прежде всего потолкуем еще раз о том, что такое
ложное.
А. Я удивился бы, если бы ложным было что-либо
другое, а не то, что существует не так, как кажется.
Р. Давай прежде всего спросим сами чувства. Ведь то,
что видят глаза, не называется ложным, если не имеет
347