Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/349"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
5. Р. Вникни внимательнее в следующее: этот камень
действительно существует не иначе, чем кажется; и видим
он может быть только чувствами. Следовательно, камней
нет ни в сокровеннейшем лоне земли, ни вообще где-либо,
где нет тех, которые чувствовали бы: если бы мы его не
воспринимали, он не был бы камнем. Если ты замкнешь
шкаф, то хоть и многое будет в нем заперто, не будет в
нем ничего. И самое дерево внутри не есть дерево. Ибо
все, что есть в глубине непрозрачного тела, ускользает от
всех чувств, и потому вполне сводится к ничтожеству.
Ибо, если бы оно было, оно было бы истинно; истинно
же то, что существует так, как кажется; но оно никак не
кажется — следовательно, оно не есть истинное. Или ты,
может быть, хочешь что-нибудь возразить против этого?
А. Я вижу, что это вытекает из того, с чем я прежде
согласился; но оно так несообразно, что я готов скорее
отказаться от чего-либо из прежнего, чем признать истин-
ным это.
Р. Изволь. В таком случае обрати внимание на то, что
ты имел в виду, когда говорил о том, что телесное может
быть усматриваемо только чувствами, или что чувствовать
может только душа, или что камень и все прочее существует,
но не есть истинное. И вообще, не следует ли иначе
определить истинное?
А. Рассмотрим, пожалуй, это последнее.
Р. В таком случае определи, что такое истинное.
А. Истинное есть то, что существует так, как кажется
незнающему, если он хочет и может познавать.
Р. Следовательно, то не будет истинным, чего никто
не может познать? Затем, если ложное есть то, что кажется
иначе, чем как оно есть, то что если этот камень одному
кажется камнем, а другому — куском дерева? Не будет
ли одна и та же вещь ложной и истинной одновременно?
А. Меня более озадачивает первое, а именно: каким
образом из того, что какой-либо предмет не может быть
познан, выходит, что он не есть истинный? То же, что
одна и та же вещь может быть одновременно истинной
и ложной, меня нисколько не удивляет, так как любой
предмет, если сравнивать его с другими, в одно и то же
346