Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
будет ни ложного, ни истинного. Но если ложности нет
в природе вещей, то все истинно. Казаться же что-либо
может только душе живущей. Итак, душа продолжает свое
существование в природе вещей, если ложность устранена
быть не может и все равно продолжает — если даже и
может.
А. Хотя этот вывод сделан, на мой взгляд, основательней
предыдущего, однако это добавление не продвинуло нас
вперед. Представившееся мне очень серьезным возражение,
т. е., что души рождаются и умирают, и если они не
перестают существовать в мире, то это достигается не их
бессмертием, а заступлением одной на место другой, оста-
ется в силе.
Р. Кажется ли тебе, что телесное, т. е. чувственное,
может быть постигаемо умом?
А. Нет, не кажется.
Р. Почему же так? Не думаешь ли ты, что Бог пользуется
для познания вещей чувствами?
А. Я не осмелюсь сказать что-либо утвердительным
образом по этому предмету; но насколько позволительно
предполагать, думаю, что Бог отнюдь не пользуется чув-
ствами.
Р. Отсюда мы заключаем, что чувствовать может только
душа.
А. Заключай, пожалуй, насколько это допускает веро-
ятность.
Р. Согласен ли ты, что эта стена, если она не есть
истинная стена, не есть и стена вообще?
А. Согласен.
Р. И что то не есть тело, что не есть тело истинное?
А. И с этим также.
Р. Итак, если истинно только то, что является таковым,
каковым оно кажется; если все телесное может быть
видимо только чувствами, если чувствовать может только
душа; если то не может быть телом, что не есть истинное
тело, то отсюда следует, что тела быть не может, если не
будет души.
А. Твои доказательства чрезвычайно сильны, и у меня
нет ничего, что я мог бы им противопоставить.
345