Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Р. Ты сказал, что ложность не может быть без чувства,
а она не быть не может; следовательно, чувство существует
всегда. Но чувства нет без души; следовательно, душа
вечна. Она не в состоянии чувствовать, если не будет
жить. Итак, душа живет вечно.
4. А. Жалкое доказательство! Ведь ты мог бы вывести
заключение, что и человек бессмертен, если'бы я согласился
с тобой, что этот мир никогда не может быть без человека,
а мир этот продолжит свое существование всегда.
Р. Ты весьма осмотрителен. Однако, то наше заклю-
чение, что природа вещей не может существовать без
души, разве только в природе вещей когда-нибудь может
не быть ложного, имеет свое значение.
А. Это заключение я признаю правильным. Но полагаю,
что следует обстоятельнее рассмотреть, достаточно ли твердо
то, в чем мы согласились выше. По моему мнению, в
заключении о бессмертии души мы проделали большой
путь.
Р. Достаточно ли ты все обдумал, чтобы не сделать
легкомысленной уступки?
А. Пожалуй, что и достаточно, и не нахожу ничего, за
что я стал бы упрекать себя в безрассудстве.
Р. Следовательно, верно то заключение, что природа
вещей не может существовать без живой души?
А. Правильно в том смысле, что одни души поочередно
могут рождаться, другие — умирать.
Р. Но если бы ложность была устранена из природы
вещей, не случилось ли бы так, что все было бы истинным?
А. Полагаю, что это было бы так.
Р. Скажи, почему тебе кажется, что эта стена —
истинная стена?
А. Потому что вид ее не обманывает меня.
Р. Стало быть потому, что она такой есть, какой
кажется?
А. Да.
Р. Следовательно, если что-нибудь ложно только потому,
что кажется не таким, каким оно есть на самом деле, и
потому истинно, что является таким, каким и кажется,
то коль скоро нет того, кому оно может казаться, то не
344