Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
А. Следует.
Р. А что такое само ложное, и почему оно ложно?
А. Ложно то, что существует иначе, чем кажется.
Р. Поэтому: если нет тех, кому бы оно могло казаться,
то нет и ложного?
А. Заключение верное.
Р. Итак, ложность заключена не в вещах, а в чувстве.
Но тот не обманывается, кто не доверяет ложному. Отсюда
следует, что одно дело мы, и совсем иное — чувство;
потому что когда оно обманывается, мы можем и не
обманываться.
А. Мне нечего возразить.
Р. Но когда обманывается душа, решишься ли ты
утверждать, что ложного нет?
А. Каким образом решился бы я на это?
Р. Но чувства нет без души, как нет и ложности без
чувства. Душа или производит ложность, или содействует
ложности.
А. Предыдущее вынуждает согласиться и с этим.
Р. Теперь ответь мне, может ли, по-твоему, случиться
так, что ложности когда-нибудь не будет?
А. Как я могу быть с этим согласным, когда дойти до
истины так трудно, что сказать, что ложности быть не
может гораздо несообразнее, чем сказать, что не может
быть истины?
Р. Полагаешь ли ты, что может чувствовать тот, кто
не живет?
А. Этого быть не может.
Р. Отсюда следует, что душа живет вечно.
А. Ты слишком быстро заставляешь меня радоваться;
помедленней, пожалуйста.
Р. Но если мы согласились с вышесказанным, то я не
вижу, почему бы следовало сомневаться в этом.
А. Я говорю: слишком быстро. От этого я скорее приду
к мысли, что согласился с чем-нибудь необдуманно, чем
останусь в убеждении относительно бессмертия души. Раз-
вей, по крайней мере, свое заключение, и покажи, как
оно выведено.
343