Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
А. С этим я уже согласился прежде.
Р. Следовательно, истина не исчезнет никоим образом.
А. Продолжай как начал, потому что ничего не может
быть истиннее таких выводов.
3. Р. Теперь я желал бы, чтобы ты ответил, душа ли,
по твоему мнению, чувствует, или тело? #
А. По-моему, душа.
Р. А не кажется ли тебе, что ум относится к душе?
А. Кажется.
Р. К одной ли только душе, или и к чему-нибудь
другому?
А. Кроме души и Бога я не представляю ничего, в чем
мог бы допустить существование ума.
Р. Теперь обратим внимание на следующее. Если бы
тебе сказал кто-нибудь, что эта стена — не стена, а
дерево, что бы ты подумал?
А. Подумал бы, что или его, или мое чувство лжет,
или что он этим именем называет стену.
Р. Ну, а если бы ему стена представлялась в виде
дерева, а тебе — в виде стены? Разве то и другое не
могло бы быть истинным?
А. Никоим образом; потому что одна и та же вещь не
может быть и стеною, и деревом. Коль скоро каждому
из нас отдельно представляется особенное, то несомненно,
что один из нас имеет ложное представление.
Р. А если то и не стена, и не дерево, и вы оба
обманываетесь?
А. Может быть и так.
Р. Но ты прежде этого не допускал.
А. Сознаюсь.
Р. Ну, и если вы узнаете, что оно кажется вам иначе,
чем есть? Неужели вы и тогда обманываетесь?
А. Нет.
Р. Итак, возможно, что и представляющееся будет
ложным, и не будет обманываться тот, кому оно предс-
тавляется?
А. Возможно.
Р. Стало быть, следует признать, что не тот обманы-
вается, кто видит ложное, а тот, кто доверяет ложному?
342