Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
А. Не знаю.
Р. Знаешь ли ты, что движешься?
А. Не знаю.
Р. Знаешь ли ты, что мыслишь?
А. Знаю.
Р. Итак, то, что ты мыслишь — истинно?
А. Истинно.
Р. Знаешь ли ты, что бессмертен?
А. Не знаю.
Р. Из всего того, чего, по твоим словам, ты не знаешь,
что ты желаешь знать прежде всего?
А. Бессмертен ли я.
Р. Итак, ты любишь жизнь?
А. Признаюсь, что да.
Р. А если ты узнаешь, что бессмертен, достаточно ли
тебе будет этого знания?
А. Хотя это будет и многое, но для меня этого мало.
Р. Однако же, насколько ты будешь рад этому малому?
А. Весьма сильно.
Р. Плакать уже не будешь?
А. Решительно — нет.
Р. Ну, а если самая жизнь окажется такой, что в ней
нельзя будет узнать тебе ничего более того, что ты знаешь?
Удержишься от слез?
А. Напротив, буду плакать так, как-будто бы нет и
самой жизни.
Р. Стало быть, ты любишь жизнь не ради самой жизни,
но ради знания.
А. Согласен.
Р. А если это знание сделает тебя несчастным?
А. Думаю, что этого не может случиться. Но если это
так, то блаженным не может быть никто, потому что если
я теперь несчастен, то именно потому, что еще слишком
многого не знаю. Если же и знание вещей делает несчас-
тным, то несчастье вечно.
Р. Теперь я вижу, чего ты не хочешь. Так как ты
думаешь, что знание никого не делает несчастным, то из
этого делаешь заключение, что познание делает блаженным;
блаженным же может быть только живущий, а живет
340