Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Р. Отсюда следует заключение, что погибает нечто, что
есть истинное.
А. Логично.
Р. А далее? Не кажется ли тебе, что истина не гибнет,
когда гибнут вещи истинные, как не умирает чистота,
когда умирает чистый?
А. Теперь согласен и с нетерпением жду, что предпри-
мешь далее.
Р. Кажется ли тебе истинным следующее положение:
то, что существует, необходимо существует где-нибудь?
А. Абсолютно.
Р. Но признаешь ли ты, что истина существует?
А. Признаю.
Р. Итак, нам необходимо найти, где она существует;
ибо она не существует в пространстве, если в пространстве
не существует ничего, кроме тел; ведь не считаешь же ты
истину телом?
А. Ничего подобного я не думаю.
Р. Так где же она существует? Ведь мы согласились,
что существующее обязательно где-нибудь да есть.
А. Если бы я знал, где она, я ничего бы более и не
искал.
Р. Но ты ведь можешь хотя бы узнать, где ее нет.
А. Подскажи, и быть может я догадаюсь.
Р. Ее нет, конечно, в вещах смертных. Ибо то, что
существует, не может пребывать в чем-либо, если не
пребывает то, в чем оно существует; но истина, как мы
уже согласились, пребывает, хотя вещи истинные и гибнут.
Итак, истина существует не в смертных вещах. Однако
же она существует, и существует не нигде. Следовательно,
есть вещи бессмертные. Ничто, однако же, не истинно,
в чем нет истины. Отсюда следует, что истинно только
то, что бессмертно. Притом, всякое ложное дерево не есть
дерево, и ложное бревно не есть бревно, и ложное серебро
не есть серебро, и все вообще ложное не существует. Все
же, что не истинно — ложно. Итак, истинно-сущим может
быть названо только бессмертное. Обсуди внимательно сам
с собою этот вывод, чтобы тебе не показалось, что с
чем-нибудь тебе не следовало соглашаться. Если он верен,
338