Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
А. Хотя я и не в состоянии тебе возразить, однако ты
не убедишь меня, что то душевное расположение, которое
я в себе чувствую, не является с моей стороны хоть
каким-нибудь успехом.
Р. Полагаю, что так тебе кажется потому, что хотя ты
и можешь желать означенные вещи, однако они должны
быть, на твой взгляд, желаемы не ради них самих, а ради
чего-то другого.
А. Именно это я и хотел сказать. Ибо в былое время,
когда я желал богатства, я желала его для того, чтобы
быть богатым; да и почести, стремление к которым я
совсем недавно подавил в себе, я хотел, привлекаемый
исключительно их блеском; и когда я думал о жене, то
думал всегда ни о чем другом, как о том наслаждении,
которое она мне доставит. В то время у меня было прямое
желание всего этого. Теперь же я все это решительно
презираю. Но если бы доступ к тому, чего я желаю, был
невозможен иначе, как посредством всего этого, особо
стараться для достижения его не буду, но подчиниться
ему готов.
Р. Прекрасно, ведь и я не считаю правильным назвать
желанием стремление к тому, что ищется ради чего-либо
другого.
12. Но ответь, пожалуй, вот еще на что: почему для
тебя так важно, чтобы вместе с тобою жили те люди,
которых ты любишь?
А. Для того, чтобы вместе с ними исследовать наши
души и Бога. Ибо тогда первый из нас, кому удастся
что-либо узнать, без труда приведет к тому же и остальных.
Р. Ну, а если они не желают это исследовать? Или
если не будут в состоянии это делать, или будут думать,
что уже знают, или что это невозможно узнать, или
встретят к тому препятствия в виде мирских забот и
желания других вещей?
А. Буду принимать их такими, какими они есть.
Р. А если их присутствие будет мешать самому иссле-
дованию? Не поспешишь ли ты с ними расстаться?
А. Признаюсь, ты прав.
331