Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
А. Разумеется, как вероятное; и должен признаться, что
жду этого с большим нетерпением, поскольку до сих пор,
кроме побасенки о линии и шаре, ты не сказал ничего
такого, о чем я мог бы, в свою очередь, сказать, что я
это знаю.
Р. Это естественно, так как до сих пор еще ничто не
было изложено так, чтобы можно было требовать от тебя
сознательного усвоения.
9. Но приступим к делу. Прежде всего давай определим,
здоровы ли мы сами.
А. Это ты должен видеть и сам, если только можешь
что-нибудь видеть в себе и во мне; впрочем, на все твои
вопросы я буду отвечать так, как я это чувствую.
Р. Любишь ли ты что-нибудь, кроме познания самого
себя и Бога?
А. Судя по тому, как я чувствую себя в настоящее
время, я мог бы ответить, что ничего более не люблю;
но для большей безопасности отвечу, что не знаю. Ибо
со мной часто случалось так, что в ту пору, как я верил,
что ничто другое меня не расшевелит, вдруг приходило
что-нибудь на ум, что поражало меня совсем иначе, чем
я предполагал. Бывало и так: какой-нибудь предмет, когда
я только думал о нем, не тревожил меня; но когда он
появлялся предо мною, то волновал гораздо больше, чем
я мог себе представить. Впрочем, полагаю, что меня могут
беспокоить только три вещи: страх потерять тех, кого
люблю, страх болезни и страх смерти.
Р. Итак, ты любишь, когда рядом с тобой живут
любимые тобою, любишь свое доброе здоровье и любишь
саму свою жизнь в этом теле: ведь иначе ты не боялся
бы все это потерять.
А. Признаюсь, что это так.
Р. Стало быть, когда с тобою нет всех твоих друзей
и когда твое здоровье не совсем в порядке, это причиняет
твоей душе некоторую боль; согласись, что это следует из
сказанного.
А. Вывод верный — я не могу отрицать его.
Р. Но если ты вдруг почувствуешь и убедишься, что
тело твое здорово и увидишь, что все, кого ты любишь,
327