Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
как только я пошлю тебе некое состязание между нами
"О границе"*, или как только побеседую с тобою лично.
В настоящее время я только и занимаюсь тем, что
очищаю себя самого от ложных и пагубных мнений.
Поэтому не сомневаюсь, что мне лучше, чем тебе. Есть
лишь одно, в чем я завидую твоей фортуне, — что ты
один пользуешься моим Люцилием. Но, может быть,
завидно и тебе, что я назвал его моим? Но зачем, однако
же, мне просить тебя, чтобы облегчил ты мою тоску о
нем? Попроси за меня сам себя, потому что это твой
долг. Я же скажу вам обоим: остерегайтесь считать себя
знающими что-либо кроме того, что вы изучили по крайней
мере до такой степени, до какой знаете, что один, два,
три и четыре, сложенные вместе, дают в сумме десять.
И, вместе с тем, берегитесь прийти к мысли, что вы в
философии истины не узнаете, или что она не может
никоим образом быть познана. Поверьте мне, или лучше
Тому, Кто говорит: "Ищите и обрящете" (Мф. VI, 7), что
в познании не следует отчаиваться, и что истина может
явиться яснее, чем вышеприведенные числа. Теперь
приступим к предложенному. Немного поздно стал я
опасаться, чтобы это начало не превысило допустимой
меры, и опасаться не без основания. Ибо мера, без всякого
сомнения, божественна. Но она обольстила меня, потому
что приятно вела. Буду осмотрительнее, когда сделаюсь
мудрым.
Состязание первое
4. После предыдущего разговора, изложенного в первой
книге, мы в продолжении почти семи дней диспутами не
занимались, хотя перечитали и разобрали только три книги
Вергилия. Однако же при этих занятиях Лиценций до
такой степени увлекся изучением поэзии, что мне пока-
залось необходимым несколько попридержать его. Ибо
отвлекать себя от этого занятия каким-либо другим пред-
метом он дозволял уже неохотно. Впрочем напоследок,
* De Regione, не дошедшее до нас сочинение блаж. Августина.
30