Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/328"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Р. Взглад души — это разум. Но так как из того, что
кто-нибудь смотрит, отнюдь еще не следует, что он видит,
то настоящий и совершенный взгляд, который действитель-
но видит, называется добродетелью, ибо добродетель есть
настоящий или совершенный разум. Но и такой взгляд
не может обратить к свету хотя бы и здоровых уже глаз,
если не будет этих трех: веры, которая будет полагать,
что предмет, на который обращается взгляд, действительно
таков, и что если он будет увиден, то сделает взгляд
блаженным; надежды, которая предрешит, что увидит не-
пременно, если хорошо посмотрит; любви, которая бы
желала видеть и наслаждаться. За взглядом следует уже
самое виденье Бога, которое есть конец зрения. Не потому,
конечно, что зрение после этого уже как бы теряет свое
применение, но потому, что далее этого стремления его
не простираются. Это и есть совершенная добродетель —
разум, достигающий своей цели, делающий жизнь блажен-
ной. Само же виденье есть то разумение, которое появляется
в душе, состоящей из постигающего и того, что постигается;
так и применительно к глазам то, что мы называем
"видеть", состоит из самого чувства и того, что подлежит
чувству, так что, если бы не было чего-либо из двух,
видеть нельзя было бы ничего.
7. Теперь посмотрим, необходимы ли эти три и тогда,
когда душе уже удалось увидеть Бога, т. е. уразуметь Его.
Зачем, в самом деле, была бы необходима вера, если душа
уже видит? А надежда и тем менее, так как она уже
владеет. У любви же не только ничего не отнимается, но
напротив, ей придается весьма многое. Ибо, с одной
стороны, увидев эту единственную и истинную красоту,
душа тем более ее полюбит, с другой же, если бы она
не сосредоточила с особой любовью свой взгляд, она не
могла бы пребывать в блаженнейшем созерцании.
Но пока душа находится в этом теле, то хотя бы она
и полнейшим образом видела, т. е. уразумевала Бога,
однако, поскольку телесные чувства продолжают еще, пусть
даже и частично, действовать и владеть ею, то всегда
найдется множество поводов если не для обмана, то для
недоумения, а потому можно еще назвать верою то рас-
325