Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/324"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
обо всем, о чем молился, сказал, что желаю это знать.
Подобного желания я не выразил бы, если бы знал; а,
между тем, мог же я говорить об этом? Ведь говорил я
не то, что постиг умом, а то, что успел с разных сторон
усвоить себе памятью, и во что, насколько мог, уверовал.
Знать же — нечто совсем иное.
Р. Скажи пожалуйста, знаешь ли ты по крайней мере,
что такое в геометрии линия?
А. Это я знаю абсолютно точно.
Р. И говоря так, ты не боишься академиков?
А, Вовсе нет. Ибо они не допускали, чтобы заблуждался
мудрый. Поэтому я и не опасаюсь признаться в знании
тех вещей, которые знаю. А когда достигну, как того
желаю, мудрости, тогда уже буду поступать по ее внушению.
Р. Пусть так. Но снова спрошу: так ли ты знаешь и
шар, который называют сферой, как знаешь линию?
А. Разумеется, знаю.
Р. Но одинаково ли ты знаешь то и другое, или одно
более, а другое менее?
А. Совершенно одинаково. Ибо относительно обоих ни
в чем не ошибаюсь.
Р. Скажи теперь, чувствами или умом восприял ты это
знание?
А. Чувствами в этом случае я воспользовался, как
кораблем. Когда они доставили меня до того места, к
которому я стремился, я их оставил там; и когда, как бы
высадившись на берег, я стал все это додумывать мыслью,
мои шаги долго еще колебались, как будто от штормовой
качки. Поэтому мне кажется, что скорее можно плавать
на корабле по суше, чем усвоить геометрию посредством
чувств, хотя они и помогают тем, кто только начинает
учиться.
Р. Итак, науку об этих вещах, если ты считаешь ее
наукой, ты называешь знанием?
А. Нет, если позволят стоики, которые не приписывают
знания никому, кроме мудрого. Я не отрицаю, что имею
представление обо всем этом: иметь представление они
дозволяют и глупости. Впрочем, не боюсь, пожалуй, и их.
321