Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/322"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Р. Или твои друзья не люди, или ты их не любишь,
потому что всякий человек есть животное одушевленное,
а ты сказал, что одушевленных животных не любишь.
А. И люди они, и люблю я их, — люблю не за то,
что они животные одушевленные, а за то, что они люди,
т. е. за то, что они имеют разумные души, которые я
люблю даже в разбойниках. Ибо мне дозволительно любить
разум во всяком, хотя и справедливо ненавижу того, кто
дурно пользуется тем, что я люблю. Поэтому я тем более
люблю своих друзей, чем лучше они пользуются разумной
душою, или точнее — чем более желают хорошо ею
воспользоваться.
3. Р. Пусть будет так; но если бы, однако же, кто-нибудь
сказал бы тебе: "Я сделаю так, что ты будешь знать Бога
так, как знаешь Алипия", — разве не поблагодарил бы
ты его, не сказал бы: довольно?
А. Поблагодарить, пожалуй, поблагодарил бы, но сказать
— довольно, не сказал бы.
Р. Почему так?
А. Да потому, что хотя я и не знаю Бога так, как
знаю Алипия, однако и Алипия я знаю недостаточно.
Р. Не слишком ли дерзко с твоей стороны желать
достаточно знать Бога, если ты не знаешь достаточно
Алипия?
А. Одно из другого не следует. Что, например, может
быть презреннее моего ужина по сравнению со светилами
небесными? А, между тем, что я буду ужинать завтра, я
не знаю, тогда как без ложной скромности признаюсь,
что знаю, в каком созвездии будет находиться луна.
Р. Так, может быть, тебе будет достаточно знать Бога
так, как ты знаешь, в какое созвездие перейдет завтра
луна?
А. Нет, недостаточно; потому что об этом я заключаю
на основании чувств. Между тем, я не могу утверждать,
что Бог или какая-нибудь другая тайная сила природы не
может неожиданно поменять направление движения луны.
Если бы последнее случилось, то ложным оказалось бы
все, что я до этого предполагал.
Р. И ты веришь, что это возможно?
11 За к. 3644
319