Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/306"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
знал их, сарабалл я все же еще не знаю. Если бы
кто-нибудь или жестом обозначил мне их, или нарисовал,
или указал на нечто такое, на что они похожи, — то он,
пожалуй, чему-то меня бы научил: я понял бы этот предмет
без особого труда, если бы захотел поговорить о нем
побольше; но я говорю, что ближайшее понятие о предмете
я получил бы не из слов. Точно также, как если бы они
находились налицо, и мне бы указали на них, говоря:
"Вот сарабаллы", я получил бы познание о неизвестном
мне предмете не посредством сказанных слов, а посредством
взгляда на предмет, при помощи которого я узнал бы и
усвоил, что значит это имя. Ибо, коль скоро изучаю я
сам предмет, то доверяю не чужим словам, а собственным
глазам; доверяю, пожалуй, и чужим словам, но лишь
настолько, чтобы обратить свое внимание, т. е. посредством
осмотра исследовать то, что вижу.
Глава XI
О том, что мы учимся не внешне звучащими
словами, а внутренне звучащей истиной
Значение слов не простирается дальше этого. Они, даже
если приписать им те возможности, коих у них нет и в
помине, только убеждают нас исследовать предметы, но
не доставляют познания о них. Учит меня чему-либо тот,
кто представляет или глазам, или какому-нибудь другому
телесному чувству, или же непосредственно самому уму
то, что я хочу познать. При помощи же слов мы учимся
только словам, даже только звуку, треску слов, ибо, если
то, что не есть знак, не может быть словом, то я, хотя
и слышу слово, однако не знаю, что оно — слово, пока
не выясню, что оно означает. Следовательно, познание
слов приобретается уже после того, как познаются предме-
ты — на слух же мы не учимся даже словам. Ибо мы
не изучаем тех слов, которые знаем, а если мы их не
знаем, то не можем сказать, что мы их изучили, не усвоив
себе их значения; значение же усвояется не тем, что мы
303