Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
что вопрошающий желает слышать ответ в этом именно
смысле. А если бы он спросил: "человек — животное
ли", — я бы еще скорее ответил утвердительно, поскольку
если бы он вообще бы умолчал об имени и животном,
а просто спросил лишь: "что такое человек", — душа
наша, руководимая законами речи, прямо остановилась бы
на том, что обозначается этими слогами, и ответ дан был
бы или такой, что человек — животное, или же в полном
определении — животное разумное и смертное. Так ли и
по твоему мнению?
Адеодат. Именно так. Но если мы все же ответили,
что человек — имя, как в этом случае избежать нам того
крайне оскорбительного вывода, что мы — не люди?
Августин. А не иначе, как сказав, что заключение это
не вытекает из того смысла, в каком мы дали утвердитель-
ный ответ на вопрос. А если он скажет, что выводит его
из того же самого смысла, то и в этом случае бояться
нечего: ибо чего же мне бояться — согласиться, что я
— не человек, т. е. не эти слоги?
Адеодат. Лучше и сказать нельзя. Но почему же, когда
говорят: "следовательно, ты не человек", — наш дух
оскорбляется, если согласно с тем, как ты это сейчас
показал, все здесь сказано абсолютно справедливо?
Августин. Потому что когда звучат эти слова, я не могу
не думать, чтобы заключение это не относилось к тому,
что обозначается этими слогами, в силу имеющего естес-
твенно наибольшее значение правила, согласно которому
внимание наше от слышимых знаков переносится к обоз-
начаемым ими предметам.
Адеодат. Согласен.
Глава IX
О том, что сама вещь и ее познание важнее,
нежели ее знак
Августин. Теперь я желаю, чтобы ты понял, что обоз-
начаемые предметы должны быть ценимы более, нежели
их знаки. Ибо все, что только существует ради другого,
293