Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/294"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Августин. Почему же только первое слово тебе вздума-
лось понимать и в смысле того звука, который в нем
слышится, и в смысле того значения, которое оно имеет?
Адеодат. Поскольку я понимаю все со стороны лишь
того, что им обозначается. Поэтому я соглашаюсь с тобой,
что мы решительно не в состоянии что-либо выразить,
если только душа наша, услышав слова, не перенесется к
тому, знаками чего эти слова выступают. Укажи же мне
теперь, каким образом могло ввести меня в обман то
умозаключение, из которого следует, что я — не человек.
Августин. Напротив, я снова хочу спросить тебя о том
же, чтобы ты сам нашел изъян в своих рассуждениях.
Адеодат. Хорошо.
Августин. Впрочем, я не стану спрашивать тебя о том,
о чем спрашивал с самого начала, поскольку ты уже мне
ответил. Обрати на этот раз побольше внимания на то,
суть ли два слога "чело" и "век" то же, что и чело и
век, или это что-либо иное?
Адеодат. А что же в них еще другого?
Августин. Ну, а если эти два слога соединить вместе,
не выйдет ли человек?
Адеодат. С этим я никак не могу согласиться: ведь мы
решили (и решили правильно), что, коль скоро дан знак,
обращать внимание на то, что им обозначается, и соот-
ветственно уже этому или принимать, или отвергать ска-
занное. Эти же два слога, произносимые отдельно, поелику
звучат безо всякого значения, относятся к тому, что мы
решили считать звуком.
Августин. Итак, ты решил и твердо стоишь на том,
что вопрошающим должно отвечать не иначе, как только
с точки зрения тех предметов, которые обозначаются
словами?
Адеодат. Если это — только слова, не понимаю, почему
бы и не так.
Августин. Желал бы я знать, как опровергнул бы ты
того, о ком в шутливой речи приходится слышать, что
он вывел заключение, будто бы из уст спорящего с ним
выскочил лев? Когда он спросил, действительно ли то,
что мы говорим, исходит из наших уст, его оппонент не
291