Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
более широкое значение, нежели слово, т. е. слогами
первого обозначается более, чем слогами второго.
Слово же вообще и имя вообще имеют равносильное
значение. Ибо было доказано, что все части речи суть и
имена, потому что к ним применимы местоимения, и
относительно всех их можно сказать, что ими что-нибудь
да именуется, и в ряду их нет ни одной, которая не
могла бы, когда соединяется с глаголом, не составить
полного предложения. Но хотя имя и слово имеют рав-
носильное значение, поскольку всякое слово есть имя и
наоборот, однако они — не одно и тоже. Было разъяснено,
что по одной причине высказываемое нами называется
словом, а по другой — именем, так как слово свое
название имеет от того, что оно касается слуха, а имя
— от того, что оно припоминается душой (это, кстати,
можно понять уже из того, что желая упрочить в памяти
некий предмет, мы говорим, что этот предмет имеет
такое-то имя, а не такое-то слово).
Из числа же знаков, которые имеют не только рав-
носильное, но и совершенно тождественное значение, и
между которыми не существует другого различия, кроме
различия в звуках букв, мы нашли имя и onoma.
При этом я упустил из виду, что из числа знаков,
взаимно означающих друг друга, мы не нашли ни одного,
который не означал бы также и самого себя. Вот все,
что я могу припомнить. Хорошо ли и в надлежащем ли
порядке пересказал я это, суди сам; ведь ты, думаю, в
этой беседе не произнес ни единого слова иначе, как со
знанием дела и с убежденностью.
Глава VIII
О цели предшествующих рассуждений и о том,
что душа, восприняв знаки, соотносит их с
обозначаемыми ими предметами
Августин. Ты хорошо все припомнил и, признаюсь,
благодаря этому и мне сейчас все, о чем мы говорили,
288