Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава VII
Краткий обзор предыдущих глав
Августин. Теперь я желал бы, чтобы ты сделал обзор
того, к чему мы пришли в нашей беседу.
Адеодат. Попытаюсь. Прежде всего, некоторое время
мы исследовали вопрос о том, с какою целью мы говорим,
и пришли к тому выводу, что делаем это чтобы учить и
припоминать, причем даже задавая вопросы мы стремимся
к обучению или припоминанию. Далее, пение, решили
мы, не является в прямом смысле разговором. Когда же
мы обращаемся с молитвой к Богу, о котором не можем
думать, чтобы Он учился или припоминал, слова имеют
то значение, что с их помощью мы или надоумливаем
самих себя, или же благодаря нам припоминают и учатся
другие. Наконец, когда мы окончательно определили, что
слова — не что иное, как знаки, и что знаки не могут
быть знаками, если они не означают чего-либо, ты пред-
ложил стих, значение отдельных слов которого я старался
показать; стих был такой:
Если из града такого богам ничего не угодно
оставить.
Хотя слово "ничего" этого стиха весьма известно и
ясно, однако мы не могли открыть, что оно означает.
Когда я высказал мнение, что мы употребляем это слово
в разговоре не напрасно, а при помощи его слушающий
нас чему-нибудь да учится, ты отвечал, что слово это
означает, по всей видимости, состояние нашего ума, когда
он находит или считает себя нашедшим, что предмета,
который он ищет, не существует (впрочем, ты посчитал
нужным отложить рассмотрение этого вопроса).
Затем ты потребовал, чтобы я, объясняя очередное
слово, делал это не с помощью других слов, но непос-
редственно через сам предмет, обозначаемый объясняемым
словом. Когда же я заметил, что, говоря, мы этого сделать
не можем, мы приступили к исследованию того, что может
286