Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
может утверждаться или отрицаться, состоит из имени
(существительного) и глагола, — такую мысль в одном
месте своих сочинений Туллий (Цицерон) называет пред-
ложением, — и что, коль скоро есть третье лицо глагола,
то при нем, говорят они, необходимо должен быть име-
нительный падеж имени (существительного). И они говорят
это справедливо. В самом деле, если ты рассмотришь
следующие, например, выражения: "человек сидит", "конь
бежит", то, полагаю, признаешь, что эти выражения суть
два предложения.
Адеодат. Признаю.
Августин. А замечаешь ли, что в каждом из этих двух
предложений есть свое особое имя, в одном — "человек",
в другом — "конь", а равно — и особый глагол, в од-
ном — "сидит", в другом — "бежит"?
Адеодат. Конечно, замечаю.
Августин. Значит, если бы я сказал только: "сидит"
или "бежит", ты имел бы право спросить у меня "кто"
или "что" с тем, чтобы я ответил "человек", или "конь",
или "животное", или что-нибудь еще в этом роде, дабы
присоединенное к глаголу имя могло восполнить предло-
жение, т. е. ту мысль, которая может утверждаться или
отрицаться.
Адеодат. Понимаю.
Августин. Теперь представь, что мы видим нечто слиш-
ком далекое и точно не знаем, животное ли это, или
камень, или что иное; а я сказал бы так: "Это животное,
поскольку — человек". Не сказал бы я нелепость?
Адеодат. Безусловно, но ты выразился бы правильно,
если бы сказал: "Это животное, если оно — человек".
Августин. Ты совершенно прав. Итак, в твоем выражении
мне нравится "если", нравится оно и тебе; но и тебе, и
мне не нравится в моем — "поскольку".
Адеодат. Согласен.
Августин. Смотри же теперь, полные ли предложения
представляют собою следующие две мысли: нравится —
"если", не нравится — "поскольку".
Адеодат. Совершенно полные.
Августин. Укажи-ка, что туг — глаголы и что — имена.
283